Крючкова Оксана Александровна воспитатель

Проект для детей раннего развития «Земля - наш общий дом»

                    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

                                  учреждение детский сад № 42 «Сказка»

                                               «Земля – наш общий дом»

                                      Проект для детей  раннего дошкольного возраста

                                                                                                    Подготовила воспитатель:Крючкова О.А.

 

                                                                                                     Ростовская область,п.Каменоломни

                                                                                                                                             2022г.

 

 

 

«Мир окружающий ребенка – это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» В. А. Сухомлинский.

Проблема.

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Актуальность.

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования и воспитания, поэтому я как педагог формирую у дошкольников основы культуры рационального природопользования, способствующие осмыслению различных аспектов взаимодействия человека с природой. Экологическое воспитание дошкольников я рассматриваю, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны являться основополагающие гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу. Формируя гуманное отношение к природе, я стараюсь достичь того, чтобы каждый ребенок осознал, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

Мир огромен, а ребёнок ещё мал, опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить с природой постепенно. Общение с природой воспитывают у ребёнка чувство прекрасного. Если взрослые научат дошкольника любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, у малыша разовьётся чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубже познает окружающий мир. Ребенок должен чувствовать ответственность за всю живую природу, которая окружает его. Необходимо научить беречь и любить природу с малых лет.

Я убеждаю детей, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую адекватную оценку. Разумеется, что одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе, поэтому я привлекаю каждого ребенка в посильную для его возраста практическую деятельность – создаю условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. Как педагога, моя задача заключается в том, чтобы совместно с родителями подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый из нас может сохранять и приумножать ее красоту.

Паспорт проекта.

Название проекта: «Земля - наш общий дом».

Вид проекта: познавательно - исследовательский.

Участники проекта: дети раннего дошкольного возраста, родители, воспитатели. 

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Период выполнения: 18 апреля – 22 апреля

 Цель проекта:

1. Развивать экологическую культуру детей на основе эмоциональных переживаний, практических действий.

2. Углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.

3. Формировать  экологическую культуры у детей дошкольного возраста.

 Задачи:

-формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным;

-расширять знания детей о жизни растений, их потребностях, способах ухода за ними;

-формировать у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в практической деятельности и в быту;

-привлекать детей к посильному участию по охране и защите природы;

-доставить детям радость от участия в общем празднике и совместном труде;

-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в процессе игр, совместной деятельности.

Показатели результативности:

 - формируется чувство сопереживания, дети станут добрее, возникнут добрые чувства к природе, углубятся знания о необходимости сохранности и приумножения богатства родной планеты Земля;

- узнают, что Земля – наш родной дом, живая планета, на ней есть вода, воздух, тепло – это условия для живых существ;

- с удовольствием проявляют интерес к творческой деятельности;

 в ходе проекта педагог:

- осуществляет инновационную деятельность;

- повышает свой профессиональный уровень.

I этап – подготовительный.

Подготовка к внедрению проекта.

-Подобрать методическую литературу по теме.

-Подобрать художественную литературу для чтения детям.

-Систематизация и оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта.

 -Разработать тематический досуг для детей «Берегите нашу Землю!».

-Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры).

II этап - основной.

Выполнение проекта.

 Социально-коммуникативное развитие.

Цели: способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о живой и неживой природе

Дидактические игры: «Кому что нужно?», «Кто, чем питается?», «Найди детёнышу маму»», «Поможем растению», «Что изменилось», «Что где растёт?», «Кто быстрее найдёт», «Когда это бывает?», «Кто где живёт?», «Что где растёт?».

Игровая ситуация: «Расскажи Незнайке, как вести себя в лесу», «Разбери мусор», «Как правильно вести себя в природе», «Путешествуем с капелькой».

Трудовая деятельность:

 - Совместный труд воспитателя и детей по уходу за растениями на своем участке.

- Уборка территории детского сада.

- Приведение в порядок клумб.

 - Уборка прогулочной площадки от листвы совместно с  воспитателем.

Познавательное развитие.

Цели:

- Развивать интерес всех детей к игровому экспериментированию, развивающим и познавательным играм;

- наблюдение за деревьями;

- наблюдение за птицами, прилетающими на участок, их поведением;

- рассматривание иллюстраций о временах года;

- ознакомление детей с поговорками, загадками о природе, животных, растениях, природных явлениях;

- рассматривание иллюстраций на тему охраны природы;

 - рассматривание картин «Лес», «Луг», «Пруд».

- опыты с водой и землёй. «Растения пьют воду».

Развивающие игры. «Волшебная палочка»,  «Разрезные картинки», «Путаница».

Речевое развитие.

Цель:

- Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе.

- Развивать внимание, память, мышление, интонационную выразительность речи.

- Воспитывать интерес к поэзии, эстетические чувства.

Словесные игры: «Опиши, я отгадаю», «Узнай животное по описанию», «Кто в домике живёт?», «Кто что ест и как кричит?».

Беседы с детьми по темам:«Как вести себя в природе», «Мы друзья природы».

Чтение художественной литературы:

Л. Толстой «О. Муравьях».

М. Сырова «Подснежник».

 А. Блок «На лугу».

С Маршак «Весенняя песенка».

Е. Чарушин «Воробей», Лисята», «Медвежата».

К Ушинский «Утренние лучи».

М. Пришвин «Разговор деревьев».

В. Зотов «Береза», «Дуб».

Пословицы и загадки о весне, земле.

Чтение и рассматривание иллюстраций энциклопедии «Животный мир».

Художественно - эстетическое развитие.

Цель: стремиться развивать творческие способности эмоциональной сферы ребенка;

Коллективная аппликация «Берёзка», «Берегите воду».

Рисование «Красивые цветы»

Раскраски «Времена года», «На лугу», «Кто живет в море?», «Кто живет в лесу?» и др.

Лепка «Божья коровка».

Прослушивание: «Звуки природы», «Звуки леса», «Звуки птиц».

Физическое развитие.

Цели: учить ориентироваться в пространстве, развивать интерес к игре.

Подвижная игра: «У медведя во бору»,Солнышко и дождик», «Птички в гнездышках».

 Физкультминутка: «Животные в лесу», «Божья коровка».

Игровые упражнения: «К дереву беги», «Звери вышли на зарядку».

Развивающая среда.

Рассматривания Лепбука: «Времена года», «Дикие животные», «Растения», «Насекомые», «Цветы» и др.

Дидактические игры «Мир растений», «Что сначала, что потом», «Что где растёт?».

Лото «Мир животных», «Птицы», «Фрукты, овощи, ягоды».

Взаимодействие с родителями.

Консультация для родителей и оформление папки – передвижки «Прикоснись к природе сердцем!».

III этап - заключительный.

Оформление выставки рисунков детей и родителей.

Участие в совместном с детьми творческом процессе

Литература.

Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду».

Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в дет. саду».

Николаева С. Н. «Юный эколог».

Николаева С. Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников»

Заключение.

В ходе работе над проектом предполагаемые результаты были достигнуты:

- Сформировано представление о труде взрослых в разные время года.

- Сформировано представление о правильных способах взаимодействия с объектами природы.

- Развит интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы и бережному отношению к ним.

- Повысился уровень экологической воспитанности детей и родителей.

- Наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения различных методов и приемов. Мы использовали различные формы деятельности. Совместно с детьми и родителями разработаны, организованы различные конкурсы, игры, праздники. В период работы над проектом развили у детей эмоционально-чувственные отношения к объектам живой и неживой природы, ценностное представление об организации природоохранной деятельности, способности к творческой– поисковой деятельности. В ходе экспериментальной деятельности у детей развили воображение, мышление, восприятие, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Воспитали в детях желание трудиться, видя результаты своего труда в объектах природы. Дошкольники научились передавать свои чувства в рисунках, поделках и произведениях. Объекты экологической тропы приобрели научные характеристики. Положительным результатом реализации проекта стало создание презентаций и комфортной развивающей образовательной среды в нашем дошкольном учреждении.

Пусть на планете Земля будет чистый небосвод

Пусть на планете Земля все живое пропоет

Пусть на планете Земля будет счастлив человек –

И пусть в согласии с нашей Землей живет целый век!

8 февраля 2023 в 19:06

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.