Крючкова Оксана Александровна воспитатель
Проект для детей раннего развития «Земля - наш общий дом»Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 42 «Сказка» «Земля – наш общий дом» Проект для детей раннего дошкольного возраста Подготовила воспитатель:Крючкова О.А.
Ростовская область,п.Каменоломни 2022г.
«Мир окружающий ребенка – это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» В. А. Сухомлинский. Проблема. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Актуальность. В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования и воспитания, поэтому я как педагог формирую у дошкольников основы культуры рационального природопользования, способствующие осмыслению различных аспектов взаимодействия человека с природой. Экологическое воспитание дошкольников я рассматриваю, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны являться основополагающие гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу. Формируя гуманное отношение к природе, я стараюсь достичь того, чтобы каждый ребенок осознал, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны. Мир огромен, а ребёнок ещё мал, опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить с природой постепенно. Общение с природой воспитывают у ребёнка чувство прекрасного. Если взрослые научат дошкольника любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, у малыша разовьётся чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубже познает окружающий мир. Ребенок должен чувствовать ответственность за всю живую природу, которая окружает его. Необходимо научить беречь и любить природу с малых лет. Я убеждаю детей, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую адекватную оценку. Разумеется, что одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе, поэтому я привлекаю каждого ребенка в посильную для его возраста практическую деятельность – создаю условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. Как педагога, моя задача заключается в том, чтобы совместно с родителями подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый из нас может сохранять и приумножать ее красоту. Паспорт проекта. Название проекта: «Земля - наш общий дом». Вид проекта: познавательно - исследовательский. Участники проекта: дети раннего дошкольного возраста, родители, воспитатели. Продолжительность проекта: краткосрочный. Период выполнения: 18 апреля – 22 апреля Цель проекта: 1. Развивать экологическую культуру детей на основе эмоциональных переживаний, практических действий. 2. Углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле. 3. Формировать экологическую культуры у детей дошкольного возраста. Задачи: -формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным; -расширять знания детей о жизни растений, их потребностях, способах ухода за ними; -формировать у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в практической деятельности и в быту; -привлекать детей к посильному участию по охране и защите природы; -доставить детям радость от участия в общем празднике и совместном труде; -воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в процессе игр, совместной деятельности. Показатели результативности: - формируется чувство сопереживания, дети станут добрее, возникнут добрые чувства к природе, углубятся знания о необходимости сохранности и приумножения богатства родной планеты Земля; - узнают, что Земля – наш родной дом, живая планета, на ней есть вода, воздух, тепло – это условия для живых существ; - с удовольствием проявляют интерес к творческой деятельности; в ходе проекта педагог: - осуществляет инновационную деятельность; - повышает свой профессиональный уровень. I этап – подготовительный. Подготовка к внедрению проекта. -Подобрать методическую литературу по теме. -Подобрать художественную литературу для чтения детям. -Систематизация и оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта. -Разработать тематический досуг для детей «Берегите нашу Землю!». -Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры). II этап - основной. Выполнение проекта. Социально-коммуникативное развитие. Цели: способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о живой и неживой природе Дидактические игры: «Кому что нужно?», «Кто, чем питается?», «Найди детёнышу маму»», «Поможем растению», «Что изменилось», «Что где растёт?», «Кто быстрее найдёт», «Когда это бывает?», «Кто где живёт?», «Что где растёт?». Игровая ситуация: «Расскажи Незнайке, как вести себя в лесу», «Разбери мусор», «Как правильно вести себя в природе», «Путешествуем с капелькой». Трудовая деятельность: - Совместный труд воспитателя и детей по уходу за растениями на своем участке. - Уборка территории детского сада. - Приведение в порядок клумб. - Уборка прогулочной площадки от листвы совместно с воспитателем. Познавательное развитие. Цели: - Развивать интерес всех детей к игровому экспериментированию, развивающим и познавательным играм; - наблюдение за деревьями; - наблюдение за птицами, прилетающими на участок, их поведением; - рассматривание иллюстраций о временах года; - ознакомление детей с поговорками, загадками о природе, животных, растениях, природных явлениях; - рассматривание иллюстраций на тему охраны природы; - рассматривание картин «Лес», «Луг», «Пруд». - опыты с водой и землёй. «Растения пьют воду». Развивающие игры. «Волшебная палочка», «Разрезные картинки», «Путаница». Речевое развитие. Цель: - Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе. - Развивать внимание, память, мышление, интонационную выразительность речи. - Воспитывать интерес к поэзии, эстетические чувства. Словесные игры: «Опиши, я отгадаю», «Узнай животное по описанию», «Кто в домике живёт?», «Кто что ест и как кричит?». Беседы с детьми по темам:«Как вести себя в природе», «Мы друзья природы». Чтение художественной литературы: Л. Толстой «О. Муравьях». М. Сырова «Подснежник». А. Блок «На лугу». С Маршак «Весенняя песенка». Е. Чарушин «Воробей», Лисята», «Медвежата». К Ушинский «Утренние лучи». М. Пришвин «Разговор деревьев». В. Зотов «Береза», «Дуб». Пословицы и загадки о весне, земле. Чтение и рассматривание иллюстраций энциклопедии «Животный мир». Художественно - эстетическое развитие. Цель: стремиться развивать творческие способности эмоциональной сферы ребенка; Коллективная аппликация «Берёзка», «Берегите воду». Рисование «Красивые цветы» Раскраски «Времена года», «На лугу», «Кто живет в море?», «Кто живет в лесу?» и др. Лепка «Божья коровка». Прослушивание: «Звуки природы», «Звуки леса», «Звуки птиц». Физическое развитие. Цели: учить ориентироваться в пространстве, развивать интерес к игре. Подвижная игра: «У медведя во бору»,Солнышко и дождик», «Птички в гнездышках». Физкультминутка: «Животные в лесу», «Божья коровка». Игровые упражнения: «К дереву беги», «Звери вышли на зарядку». Развивающая среда. Рассматривания Лепбука: «Времена года», «Дикие животные», «Растения», «Насекомые», «Цветы» и др. Дидактические игры «Мир растений», «Что сначала, что потом», «Что где растёт?». Лото «Мир животных», «Птицы», «Фрукты, овощи, ягоды». Взаимодействие с родителями. Консультация для родителей и оформление папки – передвижки «Прикоснись к природе сердцем!». III этап - заключительный. Оформление выставки рисунков детей и родителей. Участие в совместном с детьми творческом процессе Литература. Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду». Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в дет. саду». Николаева С. Н. «Юный эколог». Николаева С. Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» Заключение. В ходе работе над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: - Сформировано представление о труде взрослых в разные время года. - Сформировано представление о правильных способах взаимодействия с объектами природы. - Развит интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы и бережному отношению к ним. - Повысился уровень экологической воспитанности детей и родителей. - Наблюдения за сезонными изменениями в природе. Мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения различных методов и приемов. Мы использовали различные формы деятельности. Совместно с детьми и родителями разработаны, организованы различные конкурсы, игры, праздники. В период работы над проектом развили у детей эмоционально-чувственные отношения к объектам живой и неживой природы, ценностное представление об организации природоохранной деятельности, способности к творческой– поисковой деятельности. В ходе экспериментальной деятельности у детей развили воображение, мышление, восприятие, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Воспитали в детях желание трудиться, видя результаты своего труда в объектах природы. Дошкольники научились передавать свои чувства в рисунках, поделках и произведениях. Объекты экологической тропы приобрели научные характеристики. Положительным результатом реализации проекта стало создание презентаций и комфортной развивающей образовательной среды в нашем дошкольном учреждении. Пусть на планете Земля будет чистый небосвод Пусть на планете Земля все живое пропоет Пусть на планете Земля будет счастлив человек – И пусть в согласии с нашей Землей живет целый век! 8 февраля 2023 в 19:06
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.